Басня «Собачья дружба. Детские сказки онлайн Собачья дружба

Читать басню «Собачья дружба» Крылова Ивана Андреевич нужно с учетом того, что ее содержание касается не только моральной, но и политической проблемы. Исследователи считают, что в басне есть намек на разногласия между членами Священного союза.

Произведение начинается с иронии автора, который описывает двух псов, греющихся на солнышке вместо того, чтобы стеречь двор. Атмосфера расположила Полкана и Барбоса к разговорам о всякой всячине, дошел он и до темы дружбы. Псы с энтузиазмом начинают дружить, причем так, чтобы быть примером для других. Они усыпают друг друга комплиментами и льстивыми словами. Идиллия продолжается до тех пор, пока в сюжете не появляется кость, за которою друзья начинают неистово грызться.

Басню учат на уроках литературы в 5-м классе. Прочитать текст басни Крылова «Собачья дружба» полностью онлайн или скачать его бесплатно можно на нашем сайте.

У кухни под окном
На солнышке Полкан с Барбосом, лежа, грелись.
Хоть у ворот перед двором
Пристойнее б стеречь им было дом,
Но как они уж понаелись –
И вежливые ж псы притом
Ни на кого не лают днем –
Так рассуждать они пустилися вдвоем
О всякой всячине: о их собачьей службе,
О худе, о добре и, наконец, о дружбе.
“Что может,- говорит Полкан,- приятней быть.
Как с другом сердце к сердцу жить;
Во всем оказывать взаимную услугу;
Не спить без друга и не съесть,
Стоять горой за дружню шерсть
И, наконец, в глаза глядеть друг другу,
Чтоб только улучить счастливый час,
Нельзя ли друга чем потешить, позабавить,
И в дружнем счастье все свое блаженство ставить!
Вот если б, например, с тобой у нас
Такая дружба завелась:
Скажу я смело,
Мы б и не видели, как время бы летело”.-
“А что же? это дело!-
Барбос ответствует ему.-
Давно, Полканушка, мне больно самому,
Что, бывши одного двора с тобой собаки,
Мы дня не проживем без драки;
И из чего? Спасибо господам:
Ни голодно, ни тесно нам!
Притом же, право, стыдно:
Пес дружества слывет примером с давних дней.
А дружбы между псов, как будто меж людей,
Почти совсем не видно”. –
“Явим же в ней пример мы в наши времена!-
Вскричал Полкан,- дай лапу!”- “Вот она!”
И новые друзья ну обниматься,
Ну целоваться;
Не знают с радости, к кому и приравняться:
“Орест мой!”- “Мой Пилад!” Прочь свары, зависть,
злость!
Тут повар на беду из кухни кинул кость.
Вот новые друзья к ней взапуски несутся:
Где делся и совет и лад?
С Пиладом мой Орест грызутся,-
Лишь только клочья вверх летят:
Насилу, наконец, их розлили водою.
____________

Свет полон дружбою такою.
Про нынешних друзей льзя молвить, не греша.
Что в дружбе все они едва ль не одинаки:
Послушать, кажется, одна у них душа,-
А только кинь им кость, так что твои собаки!

Главные герои басни Крылова «Две собаки» - это иносказательные образы двух типов людей. Барбос – «рабочая лошадка», верно служащая начальству, терпящая лишения и побои, а Жужу – красивая, но бесполезная болонка, живущая в тепле и уюте.

Басня Две собаки читать

Дворовый, верный пес
Барбос,
Который барскую усердно службу нес,
Увидел старую свою знакомку,
Жужу, кудрявую болонку,
На мягкой пуховой подушке, на окне.
К ней ластяся, как будто бы к родне,
Он, с умиленья, чуть не плачет
И под окном
Визжит, вертит хвостом
И скачет.
"Ну, что, Жужутка, как живешь,
С тех пор, как господа тебя в хоромы взяли?
Ведь, помнишь: на дворе мы часто голодали.
Какую службу ты несешь?" -
"На счастье грех роптать,- Жужутка отвечает,-
Мой господин во мне души не чает;
Живу в довольстве и добре,
И ем и пью на серебре;
Резвлюся с барином; а ежели устану,
Валяюсь по коврам и мягкому дивану.
Ты как живешь?" - "Я,- отвечал Барбос,
Хвост плетью опустя и свой повеся нос,-
Живу по-прежнему: терплю и холод,
И голод,
И, сберегаючи хозяйский дом,
Здесь под забором сплю и мокну под дождем;
А если невпопад залаю,
То и побои принимаю.
Да чем же ты, Жужу, в случай попал,
Бессилен бывши так и мал,
Меж тем как я из кожи рвусь напрасно?
Чем служишь ты?" - "Чем служишь! Вот прекрасно!-
С насмешкой отвечал Жужу.-
На задних лапках я хожу".

Как счастье многие находят
Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!

Мораль басни Две собаки

Мораль басни Крылова «Две собаки» выражается в последних строках произведения. «Ходить на задних лапках» здесь – выслуживаться, потворствовать капризам начальства, тем самым заслуживая любовь. Но что же лучше – не иметь собственной воли, как Жужу или, как Барбос, испытывать лишения, но оставаться свободным, не льстить и не подхалимничать? Этот вопрос Крылов оставляет открытым для каждого читателя.

Басня Две собаки - анализ

Анализ басни Крылова «Две собаки» должен начинаться с характеров главных героев. Необычность данного произведения состоит в том, что в нем нет отрицательных персонажей – просто Жужу повезло в жизни немного больше, чем ее приятелю Барбосу. Но герои все равно сохраняют дружеские отношения.

Барбос часто сталкивается с несправедливостью. Он исправно сторожит дом, но вынужден спать на улице, в холоде, не доедая, еще и терпя побои от недовольного хозяина. Тем не менее, он и не помышляет о том, чтобы бросить службу. Жужу в детстве забрали в барский дом, она живет в роскоши, комфорте, ее любят и о ней заботятся.

У кухни под окном
На солнышке Полкан с Барбосом, лежа, грелись.
Хоть у ворот перед двором
Пристойнее б стеречь им было дом,
Но как они уж понаелись –
И вежливые ж псы притом
Ни на кого не лают днем –
Так рассуждать они пустилися вдвоем
О всякой всячине: о их собачьей службе,
О худе, о добре и, наконец, о дружбе.
«Что может, – говорит Полкан, – приятней быть.
Как с другом сердце к сердцу жить;
Во всем оказывать взаимную услугу;
Не спать без друга и не съесть,
Стоять горой за дружню шерсть
И, наконец, в глаза глядеть друг другу,
Чтоб только улучить счастливый час,
Нельзя ли друга чем потешить, позабавить,
И в дружнем счастье все свое блаженство ставить!
Вот если б, например, с тобой у нас
Такая дружба завелась:
Скажу я смело,
Мы б и не видели, как время бы летело». –
«А что же? это дело! – Барбос ответствует ему: –
Давно, Полканушка, мне больно самому,
Что, бывши одного двора с тобой собаки,
Мы дня не проживем без драки;
И из чего? Спасибо господам:
Ни голодно, ии тесно нам!
Притом же, право, стыдно:
Пес дружества слывет примером с давних дней.
А дружбы между псов, как будто меж людей,
Почти совсем не видно». –
«Явим же в ней пример мы в паши времена, –
Вскричал Полкан: – дай лапу!» – «Вот она!»
И новые друзья ну обниматься,
Ну целоваться;
Не знают с радости, к кому и приравняться:
«Орест мой!» – «Мой Пилад!» Прочь свары,
зависть, злость!
Тут повар, на беду, из кухни кинул кость.
Вот новые друзья к ней взапуски несутся:
Где делся и совет и лад?
С Пиладом мой Орест грызутся, –
Лишь только клочья вверх летят;
Насилу наконец их розлили водою.
Свет полон дружбою такою.
Про нынешних друзей льзя молвить, не греша.
Что в дружбе все они едва ль не одинаки:
Послушать – кажется, одна у них душа, –
А только кинь им кость, так что твои собаки!

У кухни под окном
На солнышке Полкан с Барбосом, лежа, грелись.
Хоть у ворот перед двором
Пристойнее б стеречь им было дом;
Но как они уж понаелись -
И вежливые ж псы притом
Ни на кого не лают днем -
Так рассуждать они пустилися вдвоем
О всякой всячине: о их собачьей службе,
О худе, о добре и, наконец, о дружбе.
«Что может», говорит Полкан: «приятней быть,
Как с другом сердце к сердцу жить;
Во всем оказывать взаимную услугу;
Не спить без друга и не съесть,
Стоять горой за дружню шерсть,
И, наконец, в глаза глядеть друг другу,
Чтоб только улучить счастливый час,
Нельзя ли друга чем потешить, позабавить,
И в дружнем счастье всё свое блаженство ставить!
Вот если б, например, с тобой у нас
Такая дружба завелась:
Скажу я смело,
Мы б и не видели, как время бы летело».-
«А что же? это дело!»
Барбос ответствует ему:
«Давно, Полканушка, мне больно самому,
Что, бывши одного двора с тобой собаки,
Мы дня не проживем без драки;
И из чего? Спасибо господам:
Ни голодно, ни тесно нам!
Притом же, право, стыдно:
Пес дружества слывет примером с давних дней;

А дружбы между псов, как будто меж людей,
Почти совсем не видно».-
«Явим же в ней пример мы в наши времена»,
Вскричал Полкан: «дай лапу!» - «Вот она!»
И новые друзья ну обниматься,
Ну целоваться;
Не знают с радости, к кому и приравняться:
«Орест мой!» - «Мой Пилад!» Прочь свары, зависть, злость!
Тут повар на беду из кухни кинул кость.
Вот новые друзья к ней взапуски несутся:
Где делся и совет и лад?
С Пиладом мой Орест грызутся,-
Лишь только клочья вверх летят:
Насилу, наконец, их розлили водою.

Свет полон дружбою такою.
Про нынешних друзей льзя молвить, не греша,
Что в дружбе все они едва ль не одинаки:
Послушать, кажется, одна у них душа,-
А только кинь им кость, так что твои собаки!

Басня «Собачья дружба» была написана Крыловым в 1814 году. Впервые басня напечатана в 1815 году, в трехтомном издании басен Крылова. В этой басне с оригинальным сюжетом две собаки, Полкан и Барбос, сытно поевшие, лежат возле хозяйского дома и рассуждают о разных вещах. В числе прочего они обсуждают и дружбу. Полкан и Барбос принимают решение дружить друг с другом и скрепляют это решение рукопожатием. Но в этот момент повар бросает собакам кость. Забыв о том, что они решили дружить, собаки начинают драться из-за брошенной кости.

Их с трудом разнимают, облив водой. В конце басни автор приводит мораль, которая заключается в том, что «в свете» много есть людей, дружба которых держится лишь до первого спора за обладание какой-либо ценностью.

Басня «Собачья дружба» была написана Крыловым в связи с определенными историческими событиями. После разгрома Наполеона судьба Европы находилась в руках тройственного союза — России, Австрии и Пруссии, а также и примкнувшей к этому союзу Англии. Эти четыре державы могли бы на Венском конгрессе произвести раздел добычи, полученной от побежденной Франции по своему усмотрению, если бы они сохранили между собой ту солидарность, с какой действовали во время войны. Но дошло дело до раздела, и обнаружилась невозможность примирить между собой их противоречивые интересы. «Костью», брошенной «собакам», оказались Польша и Саксония. Первую хотел Александр I, вторую – прусский король Вильгельм III. Но Австрия боялась усиления Пруссии. Англия же не хотела усиления России. В итоге, 3 января 1815 года был подписан тайный договор между Францией, Австрией и Англией, направленный против России и Пруссии. Так «благодарили» Александра I за спасение Европы.

«Свет полон дружбою такой,

А только кинь им кость, так что твои собаки!.»

Из этой же басни вышло выражение «До первой кости». Когда собакам кинули первую же кость, они, забыв о дружбе, тут же передрались из-за нее. Когда хотят сказать, что дружба ненадежна, говорят: «Какая же это дружба? До первой кости!»

Басня «Собачья дружба», помимо оценки конкретной исторической ситуации, высмеивает также такое явление, как неискренняя, показная дружба. Подобное явление встречается и в наши дни, в силу чего басня остается актуальной до сих пор.